Дизайн-завод Новости Флакона Пресса о нас История Флакона Команда Галерея

27.07.2015

ИНТЕРВЬЮ ПО ИТОГАМ ЛЕКЦИИ ДИЗАЙН В ГДР

Многие вещи, сделанные в ГДР, стали брендами и частью культурного наследия современной Германии. Среди них – автомобиль Trabant, светофорный человечек Ampelmann, фотопленка Orwo, первые компьютеры Robotron и многое другое. В чем причина их популярности и каковы особенности немецкого промышленного дизайна – об этом рассказал основатель и арт-директор креативного агентства DAS DESIGN Дмитрий Андрианов. 

В России ретро сейчас в моде. В Германии тоже? 

Да, такой тренд есть, начался он с середины 2000-х годов приблизительно. Всех вдруг захлестнула волна ностальгии. Начали появляться отели в стиле ГДР, вещевые магазины и даже поддельные продукты питания того времени. Много людей на ebay покупают товары, произведенные во времена ГДР, потому что они им нравятся. Интерес к ретро существует и в России, и в Германии, и в США, и в Англии. Это такой глобальный тренд. На мой взгляд, он появился уже давно. Всегда существовали антикварные магазины, мода на «старье» была всегда, последние лет 100 точно. Вообще, в мире моды тенденции повторяются в течение 10-20 лет, максимум 30, поэтому старые вещи и их дизайн как предметы культурного наследия будут актуальны во все времена. 

Какие культовые товары, произведенные в ГДР, вы можете назвать?

Прежде всего – автомобиль Trabant, который был очень популярен, несмотря на низкое качество с технической стороны. Trabant – переводится как «спутник», он назван в честь запуска первого искусственного Спутника Земли в Советском Союзе. Есть клубы автолюбителей, которые сейчас проводят автопробеги, у этой машины много поклонников. Более удачная марка машины в ГДР – Wartburg. Она считалась одной из самых крепких и долговечных, была популярна не только в ГДР, но и во всей Европе. Также в ГДР производили микроавтобусы Barkas, они активно использовались в работе скорой помощи. Внешне они напоминали грузовички и автофургоны Volkswagen. Причина их популярности –их уникальность. Это в принципе для любого бренда важный параметр. Продукт, чтобы стать популярным, должен быть каким-то особенным и обладать полезными для потребителя характеристиками. 

А кроме автомобилей есть что-то еще, что сегодня прочно ассоциируется с ГДР?

Бренд, который сейчас, пожалуй, символизирует всю Восточную Германию, – это, конечно, Ampelmann. Это такой зеленый человечек на светофоре, который в последние годы вновь стал очень популярным (ставший в наши дни фактически символом Берлина). В Берлине открыли тематические магазины с фигурками Ampelmann. И даже пиво создали под маркой Ampelmann. Еще одна интересная вещь – это пленка Orwo. Фабрика, которая производила кинопленку, фотопленку, магнитную ленту и фотобумагу. Это достаточно раскрученный бренд, в Советском Союзе он пользовался фантастической популярностью. Еще из такого известного – восточно-германский аналог Coca-Cola – Vita-Cola. Была еще Club-Cola, она по вкусу отличалась от Vita-Cola. Но в целом, это была попытка произвести собственную Coca-Cola. Отмечу еще посуду Mitropa –очень практичные сервизы. Чайники, например, с удобным носиком, чашки – компактно убираются одна в другую. Среди немецких брендов можно назвать и компьютеры Robotron, созданные еще в 1969 году, в качестве монитора у них был простой телевизор, а также калькуляторы Konkret 100, которые работали как от сети, так и на батарейках. В настоящее время все эти вещи можно увидеть в музее ГДР в Берлине, а некоторые из них можно приобрести в магазинах Ostpaket, Intershop, Formost. 

Что общего было у этих брендов?

Как таковых общих тенденций в стиле нет, стиль просто соответствует эстетике своего времени. Во времена ГДР сильное влияние на дизайн оказала коммунистическая идеология и общие социальные изменения (это было послевоенное время, ГДР образовалась в 1949 году), а также плановая экономика. При плановой экономике понятия «спрос» и «конкуренция» отсутствовали, поэтому дизайнеры сильно не задумывались и не переживали на тему – купят товар, над которым они трудились, или нет. Дизайн просто соответствовал каким-то нормам, стандартам, протоколам, ГОСТам и так далее. Хотя, конечно, все дизайнеры, как люди творческие, хотели внести что-то особенное, свое, душевное, и у некоторых это получалось. 

Были ли курьезные случаи, варианты неудачного дизайна?

Поскольку тогда все решения принимались партией, все неудачное очень быстро отсеивалось, сложно говорить об успешном и неуспешном дизайне. Хотя многие предметы дизайна были спорные в плане функциональности и удобства, их делали из не очень долговечных материалов, что сказывалось на их износостойкости, они быстро ломались. Но при плановой экономике и дефиците товаров все раскупалось молниеносно. Пример не самого удачного дизайна – все тот же автомобиль Trabant, который демонстрировался как аналог Volkswagen Beetle. В нем был двухтактный двигатель, больше подходящий не для авто, а для мотоциклов. У Trabant был металлический каркас, а весь корпус (крыша, двери) – пластмассовый. У современных людей это вызывает удивление и улыбку, недоумение – «как он вообще передвигается?!». При этом автомобиль нормально ездит. Его плюс - в легкости, он весит всего около 650 кг и, соответственно, довольно быстро разгоняется. Но Trabant совершенно не экологичен и не подходит под европейские стандарты Евро-5. Немцы к нему очень добродушно относятся – «а ладно, пускай поездит какое-то время, пока не сломается!». 

Можно ли заранее прогнозировать, как изменится дизайн, какие тенденции будут актуальны? На сколько лет вперед можно прогнозировать?

Все зависит от крупности бизнеса. Есть транснациональные компании, они все планируют заранее, у них есть маркетинговые отделы, которые занимаются разработкой трендов. Также они изучают потребительские предпочтения, и на их основе дают советы по производству, что и как нужно делать. В бизнесах поменьше, например, в стартапах, которые сейчас в России очень популярны, конечно, все попроще, никаких специальных отделов нет, предприниматели сами исследуют ниши рынка и на основе своих наблюдений пытаются запустить на рынок новые продукты. Прогнозировать довольно сложно, для этого нужно провести достаточно глубокие исследования. Обычно в крупных компаниях изначально создается тренд, который удовлетворит потребность большинства людей через несколько лет. 

Можно ли сразу понять, что тот или иной предмет станет брендом или это проверяется годами? И как экономические и политические мотивы могут повлиять на внешний облик вещей? 

Безусловно, все проверяется годами на практике, это самый верный способ. Но есть факторы, которые влияют на жизнь бренда. Это политика, экономика, война и другие катаклизмы. Иногда в расчеты и прогнозы вмешивается сама жизнь и все идет не по плану. В плановой экономике такого не было, довольно просто можно было все прогнозировать. Политика и идеология напрямую влияют на экономику. Они влияют и на дизайн, потому что все согласуется там «наверху», и что в итоге будет выпущено на рынок – никто до конца не знает. Конечно, проводятся исследования, составляются графики, прогнозы, все просчитывается, но потом все это может быть перечеркнуто каким-то политическим решением, продиктованным личным желанием руководителя, а не экономической целесообразностью. Под воздействием экономики и политики в первую очередь меняются люди, который создают дизайн, и их жизнь. Дизайн – прикладное искусство, сам по себе (обособленно) он существовать не может.

Текст: Галина Малина 

Copyright: Goethe-Institut e. V., Internet-Redaktion
Июнь 2015

Поделиться


архив новостей